Назад к списку

Режим чёрного неба скоро может стать повсеместным

Режим чёрного неба скоро может стать повсеместным. Правительство во главе с Новым премьер-министром решило дать свободу загрязнителям, отменив законодательные нормы СССР.
«Регуляторная гильотина» – не фигура речи. Это термин из официального документа. Та
к чиновники называют постановление правительства России «О признании не действующими на территории Российской Федерации актов СССР и их отдельных положений». Постановление подписано ещё 3 февраля 2020 года новым премьером Михаилом Мишустиным, в нём перечислены названия 3621 постановлений – начиная с выпущенных Советом Народных коммисаров в 1923 году и заканчивая последними постановлениями Кабинета министров СССР в середине августа 1991 года. Казалось бы, если некоторые постановления давно устарели, то наверное, их отмена это правильное решение. Но в этой «регуляторной гильотине» есть подвох, который обнаружили в Гринпис России – постановление разом отменяет все действующие сегодня экологические нормативы. И если гильотина опустится, то никакие законодательные запреты на загрязнение окружающей среды не будут действовать.
«Под «гильотину» попадает большинство правовых актов, обеспечивающих конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, экологическую информацию и возмещение вреда, причинённого экологическим правонарушением, – сообщается на сайте Гринпис России. – Правительство уже внесло в Думу проект Федерального закона «Об обязательных требованиях», по которому почти все экологические нормы, кроме специально прописанных правительством, перестанут действовать. И нарушителей нельзя будет даже оштрафовать. Российское отделение Greenpeace требует сохранить нормативные акты в сфере экологического надзора до принятия новых норм в этой области».
Гринпис России подготовил официальные обращения, которые уже направил в правительство, начальнику Правового управления Государственной думы, заместителю председателя Государственной думы, в девять профильных Комитетов Государственной думы, а также в Государственно-правовое управление президента.
f3a44be5a250a00ed92a405d3dfedecd.jpg
Директор по программам Гринпис России Иван Блоков считает ошибочным проводить такие масштабные действия без анализа. «Это мне немного напоминает прошлогодний приказ МПР №154, останавливающий 300 предприятий, ответственных за сброс более 60% загрязняющих веществ в стране. Когда я запросил министерство, – а какой методикой вы пользуетесь, – после долгой переписки оказалось, что методики выбора у них нет», – сообщил Иван Блоков корреспонденту Activatica. – «С одной стороны, они пытаются отменить все вещи, связанные с контрольными функциями, не заменив их новыми. Это будет означать, что на какой-то период будет полное отсутствие контроля. С другой стороны, не был проведён анализ того, что нужно оставлять. Я не могу представить, как можно отменить нормирование ПДК или вещи, связанные с классификацией токсичных отходов. Такой подход сам по себе крайне опасен».
Помимо прочего отмена регулирующих законов неизбежно приведёт к противоречию с обязательствами России выполнять подписанные ею международные соглашения, а таких соглашений и конвенций, касающихся экологических прав, очень много.
«Та же Базельская конвенция о трансграничном перемещении опасных отходов предполагает наличие значительного количества регулирующих нормативных актов. Чтобы эта конвенция работала, надо чтобы в национальном законодательстве было определено, что такое опасные отходы. Не хочу огульно обвинять, но если я правильно понимаю, в этой ситуации такое определение исчезнет, какое-то время его не будет», – считает Иван Блоков.
Гринпис России отмечает, что если правительство срочно не рассмотрит экологические законы и нормативы, которые надо оставить, то с 1 января 2021 года регуляторная гильотина в буквально смысле отрубит:
– требования по охране окружающей среды при хозяйственной и иной деятельности,
– нормативы негативного воздействия на окружающую среду вместе с отчётностью о таком воздействии,
– экологический надзор в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов,
– требования по охране лесов и вод, ценных, редких и исчезающих животных,
– методы определения ущерба, причинённого окружающей среде и природным ресурсам.
Есть ли шанс остановить поднятую гильотину? «Шанс остановить есть всегда. Я очень надеюсь, здравый смысл возобладает – многие нормативные акты нам нужны. Я думаю, что повлиять могут и общественные кампании. У меня есть ощущение, что те, кто принимают решения, ещё не совсем поняли о чём идёт речь. Это более серьёзно, чем совершение мощнейшей революции, – замечает Иван Блоков. – Отсутствие регулирования может привести к самым разным последствиям: может оказаться, что невозможна никакая производственная деятельность, потому что не существует нормативов, без которых она не может осуществляться. Может получиться и обратная ситуация – промышленность получит полное право на выбрасывание всего, что угодно. Сейчас, в отсутствие полного перечня, сказать это невозможно, но последствия будут самые неприятные. Невозможно жить и работать без норм на установление отходов, на качество очистных сооружений, на установление водоохранных зон, норм на выдачу разрешений на строительство и т.д. Без таких норм, к примеру, любой человек может построить любое предприятие там, где ему вздумается – законов, которые ему это ранее запрещали, может не быть».