Назад к списку

Вышли новые рекомендации СПЧ!

Друзья! Не зря проведена большая работа! Спасибо всем активистам, кто участвовал и продолжает продвигать стратегию цивилизованного обращения с отходами. Вышли новые рекомендации СПЧ!

Совету при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным государственным проектам:
- пересмотреть программу «Чистая страна» в соответствии с Рекомендациями Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам специального заседания на тему: «Обеспечение права населения на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду при утилизации отходов потребления» от 30 августа 2017 г.,21 в том числе в части приведения территориальных схем обращения с отходами в соответствие с приоритетами государственной политики по обращению с отходами и пересмотра решений о необходимости реализации проектов по строительству заводов термического обезвреживания ТКО с отказом от таких проектов;


- в качестве переходного шага наложить мораторий на строительство МСЗ до формирования устойчиво работающей системы РСО и внедрения комплекса мер по минимизации образования отходов на уровне производителей;
Правительству Московской области:
- не допускать практику заявлений должностных лиц о том, что решения о строительстве опасных объектов принято до решений ГЭЭ и до общественных обсуждений;
- переработать терсхему обращения с отходами с учетом регулирования межрегиональных потоков.
Правительству РФ:
- в соответствии с Рекомендациями Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам специального заседания на тему: «Обеспечение права населения на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду при утилизации отходов потребления» от 30 августа 2017 г., перенаправить меры государственной поддержки от отрасли термической обработки отходов на создание инфраструктуры РСО и развитие отрасли переработки отходов, включая внесение изменений в устаревшие или некорректно разработанные НПА. Следует, в частности, отменить Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2017 г. № 240 «Об использовании твёрдых бытовых отходов в качестве источников энергии» и распоряжений от 28 февраля 2017 г. №354-р, №355-р в связи с их противоречием п. 2 ст. 3 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
- закрепить внедрение РСО как обязанность субъектов РФ и региональных операторов с четкими целевыми показателями (для последних – с прописанными мерами ответственности за недостижение таких показателей);
- обеспечить экономическую и административную поддержку бизнесу, занимающемуся РСО и переработкой вторичных ресурсов, в том числе обеспечить разработку и финансирование социальной рекламы по пропаганде РСО;
- реализовать поручение Президента РФ по обеспечению учета мнения граждан Российской Федерации при строительстве объектов, используемых для переработки ТКО, в том числе достичь договоренности с представителями общественности о разработке механизма по учету общественного мнения при реализации территориальных схем обращения с отходами;
- не допустить инициирования законопроекта о разрешении временного накопления/ складирования обработанных твердых коммунальных отходов на срок до семи лет;
- при создании схем размещения мест (площадок) накопления ТКО обеспечить создание таких мест (площадок) исключительно на территориях предприятий по сортировке ТКО, заготовителя или переработчика вторичных ресурсов;
- разработать действенные инструменты по общественному обсуждению, учету мнения граждан и общественного мониторинга в отношении проектов терсхем, в том числе, в отношении объектов по захоронению, обработке, утилизации и обезвреживанию ТКО, перемещаемых из других регионов.
* Так в 2018 году московское областное правительство организовало поездку СМИ и активистов на МСЗ вблизи города Люцерн (Швейцария). По итогам поездки в СМИ представителем компании АГК-1, которая должна построить до конца 2022 года 4 завода по термической обработке отходов в Московской области, было заявлено: «Не волнуйтесь, мы в России будем строить именно тот завод, который вы видели в Люцерне. Будем использовать те же самые технологии, современные, передовые».22 Однако применение идентичных технологий невозможно по причине отсутствия в проектах МСЗ в Подмосковье такого же уровня сортировки ТКО перед сжиганием, как на МСЗ в Люцерне. Например, уровень РСО в Швейцарии составляет для бумаги 90%, стекла – 96%, ПЭТ-бутылок – 82%, батареек – 72%.23 В соответствии с ОВОС МСЗ вблизи деревни Могутово (типовой проект МСЗ в Московской области), предполагается, что максимальные показатели концентраций ЗВ в отходящих газах после очистки будут в разы или десятки раз выше, 24 чем пределы концентраций ЗВ в отходящих газах25 (см. таблицу ниже).
Отмечены также различия в технологических схемах очистки отходящих газов от ЗВ: в г. Люцерн – 5 этапов
очистки, в МО (Могутово) – 3 этапа. Таким образом, невозможно говорить об идентичности данных проектов, и проведенная поездка для активистов и последующие комментарии чиновников и лоббистов строительства МСЗ нацелены на дезинформирование населения.. http://president-sovet.r...